Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом:
1. Я — ОК или 2. Я — не ОК;
3. Ты — ОК или 4. Ты — не ОК.
Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:
1. Я — ОК, ты — ОК;
2. Я — не ОК, ты — ОК;
3. Я — ОК, ты — не ОК;
4. Я — не ОК, ты — не ОК.
Эти четыре взгляда на жизнь называются жизненными позициями. Они представляют основные ценности, которые человек ценит в себе и других людях, что означает более глубокое понимание, чем просто мнение о собственном и чужом поведении.
Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее.
- Ребенок, который выбрал позицию «Я — ОК, ты — ОК», скорее всего выберет сценарий победителя.
- Ребенок, который выбрал позицию «Я — не ОК, ты — ОК», скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий.
- Ребенок, который выбрал позицию «Я — ОК, ты — не ОК», убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других людей.
- Ребенок, который выбрал позицию «Я — не ОК, ты — не ОК», убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований.
Происхождение жизненных позиций
В направлении психологии Транзактном анализе (ТА) нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций.
-
Э. Берн считал, что сначала идут решения, принятые в раннем детстве (от 3 до 7 лет), а затем — жизненные позиции, которые принимаются в более позднем детстве с целью оправдать ранее принятые решения. Например, младенец может принять следующее решение: «Никогда в жизни я больше никого не полюблю, так как мать не любит меня». Затем он оправдывает это решение, начиная верить в то, что «меня никто никогда не полюбит», что переводится как «Я — не ОК».
-
По мнению Клода Стайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше, уже в первые месяцы кормления ребенка, и вначале все дети начинают с позиции «Я — ОК, ты — ОК». При этом ребенок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем. В ответ на неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, перейдя из состояния «основного доверия» по Эриксону, в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих, ребенок начинает писать собственный сценарий.
Стайнер согласен с мыслью Берна о том, что жизненные позиции оправдывают сценарные решения. Однако, по Стайнеру, сначала принимаются жизненные позиции, а после этого сценарные решения.
Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность «основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека».
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал.
У каждого взрослого человека есть свой собственный сценарий, основанный на одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не находимся всегда в выбранной позиции, а можем менять ее каждую минуту нашей жизни.
Франклин Эрнст разработал метод анализа этих переходов, который он назвал ОК Коррал. Вместо термина ОК Эрнст использует выражение «ОК с собой», что помогает акцентировать внимание на том, что чувство ОК имеет отношение к моим представлениям о себе и моим представлениям о тебе.
В ТА часто для краткости термин ОК обозначают знаком «+», а не ОК — знаком «-», слово «ты» сокращают до «т». Таким образом, четыре жизненные позиции записываются в упрощенной форме: Я+Т+, Я-Т+, Я+Т- и Я-Т-.
Франклин Эрнст утверждает, что каждая на детских позиций находит себе место во взрослой жизни в виде определенного социального взаимодействия, которое он назвал действие. Названия этих действий приводятся на диаграмме Коррал. Если мы вовлекаемся в одно из этих действий из эго-состояния Ребенка без подключения осознания, то, скорее всего, придумаем сценарное оправдание для соответствующей жизненной позиции. Однако, у нас есть и другой выбор — подключить Взрослого и действовать осознанно, достигая таким образом желаемого социального результата.
Я — ОК, ты — ОК: сотрудничество.
На работе меня встречает босс с кипой бумаг. Он говорит: «Вот данные, которые мы ожидали. Я отметил, что надо сделать. Будьте добры, проконтролируйте и сообщите о выполнении работы». «Хорошо, сделаю», — отвечаю я. Согласившись с распоряжением босса, я решил для себя, что могу выполнить это задание и оно мне приятно. Я считаю, что босс поступил правильно и разумно, поручив мне это задание. Таким образом, занимаю позицию «Я — ОК, ты — ОК». При этом босс и я сотрудничали при выполнении порученного нам дела.
Каждый раз, когда при взаимодействии с другими людьми я исхожу из этой позиции, то укрепляю свое убеждение в том, что я и другие люди в мире — ОК.
Я не ОК, ты ОК: уход.
Я сажусь за стол и открываю первую страницу доклада. Краем глаза вижу, что кто-то склонился надо мной. Это — мой коллега, на лице которого написано неудовольствие. По выражению его лица я прекрасно понимаю, зачем он ко мне подошел. Он будет бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета, а затем все равно поступит по-своему. Пока он не подошел к моему столу и не начал говорить, у меня есть два выбора: я могу войти в сценарий или ответить ему из Взрослого.
Сценарное действие: Я вхожу в сценарий и занимаю позицию «Я не ОК, ты ОК». При этом говорю себе: «Мне нет никакого дела до жалоб этого человека, мне просто не до них. Однако он будет говорить, не замечая, что я работаю. Нужно уйти отсюда!» Не слушая, о чем говорит коллега, я говорю: «Извини, Джим, я должен на минутку выйти!» — и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, вздыхаю с облегчением. Я ушел от Джима в соответствии со сценарием. Поступая таким образом, я усилил убеждение своего Ребенка в том, что Я не ОК. а другие — ОК.
Действие Взрослого: Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: «Сейчас я не желаю слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Если он заговорит, то его уже не остановишь. Самый лучший выход из создавшейся ситуации — уйти из комнаты». Не успевает Джим открыть рот, как я говорю: «Да, Джим, плохи дела. Но сейчас у меня нет времени. Я должен идти в библиотеку, чтобы проверить данные по этому докладу. Надеюсь, что ты решишь свои проблемы». После этого беру доклад и выхожу из комнаты. Таким образом, с помощью осознания Взрослого я выбрал действие — уход из создавшейся ситуации.
Я ОК, ты не ОК: избавление.
Спустя десять минут я возвращаюсь в офис, готовый приступить к изучению доклада. В этот момент дверь отворяется и появляется мой помощник. Он говорит: «Плохие новости. Помните, вы давали мне задание напечатать один материал? Я закрутился и забыл о нем. Сейчас все сроки прошли. Что мне делать?»
Сценарное действие: Я могу ответить ему из позиции «Я ОК, ты не ОК». В резком тоне говорю своему помощнику: «Что тебе делать? Делай, что хочешь, но исправь положение! Я больше не хочу тебя слушать, пока ты не выполнишь задания, понятно?» Говоря это, я испытываю сердцебиение и начинаю кипеть от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: «Ни на кого нельзя положиться, пока сам не сделаешь работу!» При этом я избавился от помощника, придумав сценарное оправдание своему убеждению, что Я ОК, а другие — не ОК.
Действие Взрослого: Я отвечаю своему помощнику: «Ты должен исправить положение. Сейчас у меня срочное дело. Иди и подумай, как можно выполнить задание в кратчайший срок. В четыре часа доложи о результате». Я вновь склонился над докладом, давая понять, что разговор окончен. В этом случае я избавился от помощника и спокойно могу заниматься своими делами. При этом мы оба остались в позиции ОК.
Я не ОК, ты не ОК: выжидание.
В данном случае мои чувства рэкета будут соответствовать моему убеждению в том, что жизнь бессмысленна. При этом я буду испытывать разочарование, беспомощность или безнадежность. Если я войду в позицию разочарованного при разговоре с людьми на каком-то вечере, то могу сникнуть, сказав себе: «Какой во всем этом прок? Я никогда так и не сумею по-настоящему поговорить с людьми. Да и они меня никогда не поймут».
Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дома: «Случилось что-то страшное! Лопнула труба и вымок весь ковер, прежде чем я отключила воду!»
Сценарное действие: В этом случае я могу принять позицию «Я не ОК, ты не ОК». При этом говорю себе: «С меня достаточно. Надоело все это. И на помощника тоже нельзя положиться. Все без толку». Я вздыхаю в телефонную трубку: «Послушай, с меня достаточно. И так весь день одни неприятности» — и не дожидаясь ответа, вешаю трубку. Я чувствую себя уставшим и подавленным. Между тем внутренне вновь убедился в правильности своего убеждения, что другие люди — не ОК.
Действие Взрослого: Решив остаться во Взрослом, я отвечаю так: «Послушай, сейчас ничего не поделаешь. Подожди, пока я не приеду домой, а там посмотрим, что можно будет сделать». В этом случае я избрал выжидание.
Изменение личности и ОК Коррал.
Хотя мы используем позиции всех квадрантов диаграммы Коррал, но у каждого из нас есть один любимый квадрант, в котором мы проводим большую часть времени при проигрывании нашего сценария. Этот квадрант и будет основной позицией, которую мы приняли в детстве.
Позиция «Я ОК, ты ОК» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. При этом действуя с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
Если в детстве приняли позицию «Я не ОК, ты ОК», то скорее всего будете проигрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Неосознанно будете избирать неприятные чувства и поведения, чтобы «подтвердить» правильность своей жизненной позиции.
Позиция «Я ОК, ты не ОК» означает, что в основном проживаете свой сценарий из оборонительной позиции, стараясь возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать вас как подавляющего других, нечувствительного и агрессивного человека.
Если в младенчестве избрали основную позицию «Я не ОК, ты не ОК», то сценарий будет проигрываться из бесплодной позиции. В этом случае, полагаете что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и вы.
Как и все остальные аспекты сценария, жизненная позиция может быть изменена. Это может произойти в результате глубокого анализа сценария, терапии или какого-то сильного внешнего воздействия. Часто процесс изменения характеризуется движением по квадрантам диаграммы Коррал в определенной последовательности. Если первоначально человек большую часть своего времени проводит, исходя из позиции Я-Т-, то следующим его шагом может быть переход в позицию Я+Т-. Через некоторое время после пребывания в этом самом важном для него квадранте он сместится в Я-Т+. Конечной целью изменения является увеличение времени, проводимого в позиции Я+Т+, пока она не станет предпочтительной.
Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям часто необходимо пройти позицию Я-Т+. Однако, терапевтический опыт говорит о том, что Я+Т- является часто оборонительной позицией против Я-Т+. Младенец, который решил, что «Я — ОК, а все остальные не ОК», занимает эту позицию, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей беспомощности и приниженного положения по сравнению с родителями. Для того чтобы измениться уже как взрослому человеку, ему необходимо прожить эту детскую боль и освободиться от нее.
Упражнения по ОК Коррал.
Нарисуйте оси ОК Коррал и обозначьте квадраты. Затем покажите, сколько времени вы проводите ежедневно в каждом квадранте. Например, если вы считаете, что большую часть времени находитесь в Я-Т+, какое-то время в Я+Т+, Я+Т- и меньше всего времени в Я-Т-, то получите картинку как на рис. 12.2. Франклин Эрнст назвал ее Корралограммой.
Каковы обстоятельства, при которых вы склонны входить в каждый квадрант? Что вы обычно делаете, говорите и чувствуете, когда находитесь в каждом квадранте?
Из каких эго-состояний вы исходите, находясь в каждом квадранте? (Используйте функциональную модель.) Какие эго-состояния вы вызываете в других людях? Какие виды поглаживания даете и получаете в каждом квадранте? После того как вы нарисовали Корралограмму, хотите ли в ней что-либо изменить? Если да, продумайте, какое из четырех действий Взрослого вы будете использовать вместо сценарного Реагирования. На следующей неделе выберите действие Взрослого и осуществите его. Если работаете в группе, сообщите о полученном результате.